Главная / Об искусстве

Об искусстве

Эллинистическое искусство.

Эллинистическим искусством называют искусство Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, северо-западных районов центральных и южных областей Средней Азии 4-й четверти 4—1 вв. до н. э. Развитие эллинистического исусства приходитеся на время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний Александра Македонского (334—323 до н. э.).

Экклетизм.

Соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.

Школа миниатюры Мальва.

Близким к меварскому стилю является стиль Мальвы, имевший относительно недолгую историю (около 1630—1700); поздние его образцы не отличаются высокой художественностью. На ранней фазе стиль не выходит за рамки традиций, но в большой серии иллюстраций к эпосу «Рамаяна» (около 1640 г.) проявляется отход от них.

Школа живописи Пахари (Западные Гималаи).

Живописные традиции уже глубоко укоренились в этом регионе. В XVII в. возрождение живописи произошло в Басоли и других центрах, которые следовали стилю раджастанских школ. К 1675 г., когда были созданы иллюстрации к «Расаманджа-ри", классическому трактату о любви, это был уже зрелый стиль.

Фра Липпи.

ЛИППИ (Lippi) итальянские живописцы эпохи Раннего Возрождения, мастера флорентийской школы. Фра Филиппо Липпи (около 1406-1469), писал религиозные композиции, реже - портреты.

Умбрийская школа живописи.

Живописная школа Италии 13—начала 16 вв. с центром в городе Перуджа. В 13 в. известна миниатюрами. К концу 14—начначалу 15 вв. умбрийская школа стала одной из ведущих в позднеготическом искусстве Италии

Сюрреализм.

Сюрреализм проповедовал крайний иррационализм художественного творчества — призывал художника довериться стихии младенческого бездумия, болезненного бреда, сокровенных грёз, интуитивных «озарений", открывающих личности тайны собственного внутреннего мира и Вселенной.

Средневековое искусство.

Историческо-художественный термин, применяемый обычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусства феодальной эпохи

Социалистический реализм.

Творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Сальватор Роза, биография

С личностью Сальватора Розы (1615-1673) связано множество романтических историй. В биографии художника легенды о пленении разбойниками и участии в неаполитанском восстании 1647 года, возглавляемом Мазаниелло, сочетаются с документально подтвержденными сведениями о деятельности С.Розы в качестве актера, свободомыслящего памфлетиста, одаренного поэта и импровизатора-музыканта.

Салонное искусство.

Нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей.

Русское искусство - Миниатюра, заставка, инициал

Главные элементы художественного оформления книг - это миниатюры, заставки и инициалы. Миниатюрой называется сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги.

Рубенс

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (1577-1640) фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т. Верхахта, А. ван Норта, О. Вениуса (ван Вена);

Романтизм.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии".

Рококо.

Стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.

Реализм.

В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм).

Рационализм.

Совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура".

Раджастанская школа миниатюры.

С начала XVII в начинают появляться миниатюры раджастанских школ, что связано с новым раджпутским возрождением после контактов с могольским двором. Эти работы синтезируют как раджпутское, так и могольское начало.

Постмодернизм.

Наиболее приемлемо определение постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним «неоавангардизма» или «позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции.

Поп-арт

Поп-арт возник как своеобразная реакция на засилье абстрактного искусства с его полным отрывом от реальности и как продолжение в условиях тотальной индустриальной цивилизации экстравагантных опытов дадаизма и сюрреализма 20-х гг. Получил распространение прежде всего в искусстве США

Передвижники

Передвижники - художники, входившие в российское демократическое художественное объединение Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx выcтaвoк. (ТПХВ), созданное в 1870 г. по инициативе В. Перова. Первая выставка состоялась в 1871 г.

Образ кошки в изобразительном искусстве.

Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3-го тысячелетия до н. э. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что безусловно свидетельствует об их одомашнивании.

Неоклассицизм.

Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие «вечные» зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности.

Мусульманское искусство.

условное обобщающее название различных историко-регионалъных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией – исламом. Понятие мусульманского искусства близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства.

Могольская школа миниатюры.

Император Акбар (1556-1605) гений, индиец до глубины души - унаследовал богатство тиму-ридской дворцовой культуры и дворцового искусства. Иллюстраторы книг издавна стекались к дворам его предшественников. Их труды изучались и развивались художниками двора Акбара, собранными в основном из традиционных индийских центров искусства.

Миниатюры Кишангарх

Более усложненный стиль живописи этой школы возник в первой четверти XVIII в., а достиг расцвета под покровительством наследного принца Саванта Сингха, при котором школу возглавлял известный художник Нихал Чанд (около 1740 г.) Предполагается, что возлюбленная принца, прозванная «Бани Тхани» ("Щеголиха"), вдохновляла многих художников.

Миниатюры Ирана.

Сефевидские мастера, возглавившие мастерские Хумаюна, отца Акбара, а затем и самого Акбара, принесли с собой высочайшую технику письма, в которой огромное значение придавалось подготовке бумаги (с тщательной грунтовкой и лощением), составу красителей и качеству кистей, тончайшие из которых изготавливались из одного волоса.

Миниатюры из Декана.

При дворах мусульманских правителей Декана процветала живопись, в каждом из султанатов был собственный стиль, сопоставимый со стилями раджастанской и могольской школ. Основными центрами были дворы Биджа-пура, Голконды и Ахмаднагара.

Миниатюры Джопхур и Биканер.

Ранние образцы джордхпурской живописи утрачены, в то же время биканерские миниатюры около 1600 г отмечены сильным могольским влиянием. Влияние сохранилось надолго местный стиль следовал всем переменам во вкусах и тематике, происходившим в могольской живописи.

Миниатюры Бунди-кота.

Эта школа возникла после контакта с Моголами и дала блестящее смешение двух традиций. Миниатюры отличает яркая цветовая гамма и подчеркнутая декоративность. Фигуры производят большое впечатление, хотя лица имеют крупные черты и тяжеловаты.

Маньеризм

Представители маньеризма отошли от ренессансного гармоничного восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника.

Мадонны Мурильо

Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг ("Вдохновение монаха", «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары"), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером.

Ломбардская школа живописи.

Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабо выраженным поперечным нефом — трансептом и подземным помещением — криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой по отношению к нефу, а также отдельно стоящей колокольней — кампанилой.

Конструктивизм.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Классическое искусство

В узком смысле — искусство Древней Греции и Древнего Рима, а также непосредственно опиравшееся на античные традиции искусство Возрождения и классицизма; в более широком понимании — наивысшие художественные достижения эпох подъёма искусства и культуры разных народов, проявляющиеся в различных, подчас далёких от античных, стилистических формах.

Классицизм.

Художественный стиль в европейском искусстве 17—начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Индийская миниатюра

Неотъемлемой частью индийской культуры является миниатюра, которая представляет собой живописные листы средних размеров, собираемые в папки. По технике и трактовке изображаемого индийская миниатюра в основном сродни фрескам, росписям на тканях или иллюстрациям в рукописях.

Импрессионизм.

Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleil levant», 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж).

Древняя Греция

Творчество древне-греческих мастеров основывалось на мифологических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоты естественного бытия, физического и духовного совершенства человека.

Древний Рим

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства.

Готика.

Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

Гиперреализм.

Фотореализм, направление в американском и западно-европейском искусстве, сложившееся (во многом на основе поп-арта) к концу 1960-х гг. и стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественность языка за счёт имитации образов фотографии.

Возрождение, или Ренессанс.

Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда и название).

Венецианская школа живописи.

Для венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Наибольшего расцвета венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения

Великолепный часослов герцога Беррийского (Братья Лимбург)

Часословами, или часовниками, назывались широко распространенные в XIII-XVI веках в европейских странах рукописные книги. Они содержали тексты некоторых церковных служб (часов), календари и украшались миниатюрами. Великолепный часослов герцога Беррийского является одним из самых выдающихся памятников такого рода.

Болонская школа живописи

Термин «болонская школа» преимущественно связывается с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко.

Бидермейер

Направление развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве ок. 1815 — 48 гг.. Название получило позднее по вымышленной фамилии немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «BiedermaiersLiederlust» (изд. в 1850).

Барокко

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Барбизонская школа живописи.

Группа французских мастеров реалистического пейзажа 30—60-х гг. 19 в. Получила название от деревни Барбиэон (Вагbizon)близ леса Фонтенбло, где работали отдельные художники этой группы. Возникла в условиях кризиса академической и романтической школ.

Архаика

В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древне-греческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий.

Антонио Гауди.

Гауди был великим художником. Его школы не существует, но выработанные им представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработанные им средства пространственной геометрии открыты каждому, кто хочет найти собственные стиль и форму, не подражая мастерам.

Античное искусство

Античное искусство (развивавшееся в пределах 1-го тыс. до н. э. и 1-й пол. 1-го тыс. н. э.) зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского архипелага и западном побережье Малой Азии

Ампир

Стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима

Академизм

Направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.

Абстракционизм.

Абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшиеся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Абстрактное искусство возникло в 1910—13 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.

Rambler's Top100Союз образовательных сайтов