Главная / Об искусстве / Школа живописи Пахари (Западные Гималаи).

Школа живописи Пахари (Западные Гималаи).

Живописные традиции уже глубоко укоренились в этом регионе. В XVII в. возрождение живописи произошло в Басоли и других центрах, которые следовали стилю раджастанских школ. К 1675 г., когда были созданы иллюстрации к "Расаманджа-ри", классическому трактату о любви, это был уже зрелый стиль. Это в высшей степени декоративный стиль живописи, где с большой выразительностью трактуются человеческие фигуры, пейзаж и небо, однако традиционные условности соблюдены. Архитектура обильно наделена орнаментикой, а небо иногда украшено пышными клубящимися облаками. Краски миниатюр интенсивны. Центр миниатюр — мужские и женские фигуры, юные и сильные, в позах любовной страсти. Ландшафт соответствует любовным настроениям, как бы подчеркивает их. Каждая миниатюра является экспериментом в области формы и цвета и в то же время сохраняет верность богатой традиции. 

Развитие этого стиля мы встречаем в Манкоте, с меньшим числом вариаций, но большей продуктивностью и силой. "Рагамалы", "Кришналилы" или эпизоды из "Рамаяны" писались один за другим. Финальным штрихом этого движения стала серия "Гитаговинда", основывающаяся на бессмертной "Посни пастуха (Кришны)" Джаядевы, где с большим чувством изображены любовь и разлука Радхи и Кришны. Эта серия была написана в 1730 году прославленным художником Манку, Художнику удалось уловить лирический дух текста и выразить его в традиционном орнаментальном стиле. Однако стиль этот изменился под воздействием новой натуралистической тенденции, очевидно привнесенной могольской живописью. 

Тенденция захватила весь регион, кроме Кулу и Манди, где традиционность сохранялась значительно более долгое время. Поздний стиль, ориентированный на могольскую школу, нашел ярчайшее выражение в гулерско-кангрском направлении миниатюрной живописи. Первая стадия бьета тесно переплетена со стилем Басоли; она достигла расцвета в Гулере, Джамму и, возможно, в Кангре к концу XVIII в. Стиль этот утверждался в индивидуальных или групповых портретах Говардхана Чанда Гулерского, Мукунда Дева из Джамму и Бальванта Сингха из Джасроты. Они были написаны семьей гулерского художника Пандита Шива, чьи сыновья, Найнсукх и Манку, были, несомненно, наиболее талантливыми художниками, работавшими в этом стиле. Найнсукх работал только на одного патрона, раджу Бальванта Сингха, изображая его в самых различных ситуациях, порой не лишенных юмористической окраски. 

Серия за серией писались миниатюры к текстам на санскрите и брадже в мастерской Манку во второй половине XVIII в.; обычно их связывают с кангрским двором. Прежде обладавшая политическим могуществом, Кангра возвращала себе свой былой статус. Здесь были созданы серии "Гитаговинда" и "Кришналила", посвященные Кришне, его любовным похождениям и чудесным мифическим подвигам. Особая выразительность сцен достигается с помощью живописных пейзажей и выразительной трактовки экстатической радости или томления в разлуке влюбленных. Примером может служить лист из "Бхагавата-Кришналилы" — из раздела, примечательного изображением лунной ночи. В этой миниатюре деревенские красавицы-пастушки окружают Кришну, купаясь в реке Джамне в ночь полнолуния. Воздух мерцает нежным светом луны, и поблескивающие влажные тела пастушек, играющих в воде, переданы весьма изысканно. 

Различные композиции — как на любовную тему, так и групповые портреты — писались и художниками последующих поколений, хотя высокое мастерство эпохи Манку и Найнсукха в поздних работах приходит в упадок. Богатый фон гаремных сцен был куда изысканнее и разнообразнее, чем однообразные могольские образцы. Сансар Чанд из Кангры (конец XVIII в.) имел много собственных портретов, но они достаточно условны. В праздничных сценах придворные художники Сансара Чанда прекрасно уловили атмосферу веселья.

Поздние кангрские миниатюры (ок. 1810 г.), хотя и утрачивают выразительность в передаче нюансов человеческих чувств являют собой возрождение насыщенного пейзажа, как бы контрастирующего с ограниченным горизонтом в портретах. Частные примеры этой серии миниатюр — иллюстрации к "Расикаприя" и "Гитаговинде". Буйная зелень густого леса возвращает сценам достоинства пейзажной живописи; фигуры людей, зверей и птиц утопают в сочной листве. Все это не лишено изрядной доли чувственности в сочетании с широким спектром цветовых тонов, особенно оттенков зеленого. Но эта стадия продлилась недолго, и поздние варианты кангрской живописи, после падения династии Сансара Чанда, скучны. Конец XVIII — начало XIX в. - очень плодотворный период для живописи Пахари, когда почти весь регион находился под политическим контролем Сансара Чанда. Стиль, разработанный Манку и Найнсукхом, распространился почти во всех школах региона и имел влияние на местное творчество. Последователи этой прославленной семьи художников работали в различных центрах, таких, как Чамба, Нурпур, Гулер, Гархвал. На протяжении всего своего развития, расцвета и заката индийская миниатюра являла собой удивительное обилие тем и стилей. Из дворцов императоров и царей вышли великолепные сцены светской власти и славы, охоты и баталий. Эпос и религиозные тексты были основой для изображения богов. Величественное, гордое и смелое, нежное, лирическое и изящное — все бьшо доступно мастерам-миниатюристам: они сумели уловить мимолетное и запечатлеть его навечно.

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 0 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Rambler's Top100Союз образовательных сайтов