Реализм.

В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени. Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к 18 в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме 19 в., его следующий этап представляет в 20 в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций социалистического мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный еще Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: «... типичные характеры в типичных обстоятельствах...». Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализма вырабатывалась на материале истории литературы, в то время как первая — преимущественно на материале пластических искусств.
Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. П. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства. При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существующих черт объективного реального мира средствами искусства.
Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные, приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и мн. др.), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).
Художественная правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существующих сторон жизни и истинность эстетической оценки, т. е. соответствие присущего данному произведению искусства общественно-эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Это то, что, можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармоничных результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетической истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.). Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа "тенденциозности" реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает "из обстановки и действия", а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.
Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистических методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художественное творчество отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетический агностицизм, отдаётся крайнему субъективизму, как, например, в современном модернизме, там уже нет места реализму. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать коренную противоположность реализма и формалистического искусства. Борьба идеологий в сфере художеств, творчества выражается в противоборстве реализма и модернизма, реализм и "массового искусства". Ревизионизм в современной эстетике игнорирует в определениях реализм, снимая тем самым всякую возможность его объективного определения.
Но современный реализм, так же как и реализм в искусстве прошлых эпох, не всегда предстаёт в "чистом" виде. Реалистические тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие реализма как целостного метода. Так, например, правда жизни часто переплетается с религиозным спиритуализмом, мистикой в проиэведениях готики. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Так, в ранних произведениях Маяковского глубоко правдивый в основе протест против буржуазно-обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом художественной манеры и правдивостью общественно-эстетического идеала художника, что характерно для ряда художников (например, П. Пикассо). Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма — Р. Гуттузо и многих других).
Реалистическое искусство может быть "умнее" своего творца: определённое глубиной и силой таланта художника правдивое раскрытие действительности приводит к победе реализма над социальными иллюзиями. Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и филосовских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда отнюдь не следует, что художественное творчество независимо от мировоззрения автора. В большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных общественных тенденций. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического реализма 19 в. и в реализме социалистическом, специфика которого требует так называемой "сознательной партийности".
В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Однако реализм в различные исторические эпохи приобретает конкретно-исторические специфические черты, обусловленные уровнем развития общественного и художественного сознания, а порой и облекается в различные стилистические формы (Первобытное искусство, Античное искусство, Возрождение и др.). В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 17—18 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в искусстве Голландии 17 в. эта форма реализма получила развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников, связанных с "третьим сословием" (Ж. Б. С Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем реализм в искусстве 18—19 вв. часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Интерес к современным общественным событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличительного искусства 19 в. В конце 18—1-й трети 19 вв., в период сложения романтизма, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций в портрете, бытовом жанре, пейзаже. Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критическим и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов. Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и живописцы барбизонской школы во Франции и др., непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах. В России в 1-й пол. 19 в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академической системы (Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально-филосовским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни "маленького человека" в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма. С 1840-х гг. процесс сложения демократической по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально-освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителей романтизма (П. Михаловский в Польше, Й. Манес в Чехии и др.). Ко 2-й половине 19 в. демократизм реализма достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине 19 в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А, Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). Утверждение реализма в русском искусстве 2-й половины 19 в. неразрывно связано с подъёмом демократической общественной мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети 19 в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже. В конце 19—начале 20 вв. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, И. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании, и др.). В начале 20 в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А.Касаткина и др.). В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма. Реалистические тенденции в искусстве 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье а США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др.). Реалистическое искусство, обретающее на протяжении 20 в. яркие национальные черты и многообразие форм, как правило, развивается в процессе борьбы с модернистскими тенденциями.

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 0 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов