Социалистический реализм.
Творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства социалистического реализма. Первые произведения литературы и искусства, революционно-пролетарские по своей направленности, относятся к середине—2-й половине 19 в. ("Интернационал" Э. Потье, графика Т. Стейнлена во Франции, живопись Н. А. Касаткина в России и др.). Развивая гуманистические и реалистические традиции предшествующего искусства на основе нового социалистического содержания, социалистический реализм представляет собой новый тип художественного сознания. Для социалистического реализма характерны произведения, отображающие героику революционной борьбы и её деятелей, ведущих за собой народные массы (картины Б. В. Иогансона. А. А. Деинеки. пластика Н. А. Андреева. В. И. Мухиной, И.Д. Шадра и др.) Изображение жизни широких масс сочеталось с обрисовкой ярко индивидуальных характеров, представляющих эти массы, народной эпичностью в изображении жизненных событий. В 1920-х гг. под влиянием революционного рабочего движения и воздействием развивающейся советской художественной культуры сформировались социалистические литературные и художественные течения во многих зарубежных странах — Болгарии. Германии, Польше, Франции, Чехословакии и др. Всё большее число художников обращалось к жизни и борьбе пролетариата (К. Копьвиц в Германии, Ф.Мазерель в Бельгии, Ц.Деркович в Венгрии и др.). Рост антифашистского движения в 30-х—начале 40-х гг. вызвал новое расширение международного фронта революционной пролетарской литературы и искусства. Само понятие социалистического реализма, как новой по отношению к критическому реализму 19 в., обусловленной как новизной жизненного процесса, так и социалистическим миропониманием деятелей литературы и искусства было определено в 1934 на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей М. Горьким: "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле" (Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934). В 30-е гг. социалистический реализм окончательно утвердился как основополагающий творческий метод советского многонационального искусства.
Социалистический реализм не представляет собой нечто раз навсегда данное; его особенности и стилистические этапы в различных странах разнообразны и зависят как от конкретных социально-исторических условий, так и от исторически сложившихся национальных художественных вкусов и традиций. Наиболее характерны для социалистического реализма произведения таких художников как Т. Салакова и Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого и И. Зариня, Г. Йокубониса и Э. Д. Амашукели. И. Клычева и Л. А. Мууги. Печать яркого национального и неповторимого индивидуального своеобразия несут на себе многие работы Ф. Кремера, В. Вомаки и Р. Бергандера — в Германии, К. Бабы и А. Чукуренку — в Румынии, Ф. Коварского, К. Дуниковского. Т. Кулисевича — в Польше, Э. Домановского, Е. Кереньи и И. Кишша — в Венгрии, К, Покорни, М. Швабинского — в Чехословакии, С. Русева, И. Петрова — в Болгарии и мн. др.