Главная / Об искусстве / Могольская школа миниатюры.

Могольская школа миниатюры.

Император Акбар (1556-1605) гений, индиец до глубины души - унаследовал богатство тиму-ридской дворцовой культуры и дворцового искусства. Иллюстраторы книг издавна стекались к дворам его предшественников. Их труды изучались и развивались художниками двора Акбара, собранными в основном из традиционных индийских центров искусства. 

Возник новый стиль, в котором сплетались воедино персидские и индийские элементы. Молодых художников императорских мастерских обучали персидские миниатюристы. Могольская школа живописи начинается с выполненных на больших листах иллюстраций к "Хамза-наме", описывающих подвиги Амира Хамзы, дяди пророка Мухаммеда. Около 1572 года интерес Акбара к другим, помимо ислама, религиям привел его к знакомству со священниками-иезуитами, через которых он узнал европейское искусство, особенно живопись. Возникли определенные перемены в стиле миниатюр — он стал более мягким. Последние два десятилетия XVI в. отмечены подъемом школы живописи Акбара, иллюстрировавшей большое количество рукописей, расширились и упрочились позиции этой школы. Помимо обычных персидских текстов специально для царственного покровителя иллюстрировались переводы на персидский язык индуистских мифологических текстов, таких, как "Рамаяна", "Махабхарата", "Хари-ванша", поскольку император придерживался убеждения, что "они содержат Истину". Здесь перед нами более зрелый стиль; чувствуется даже почерк отдельных авторов. Возникает прекрасное сочетание индусской иконографии и могольской придворной культуры. При иллюстрировании исторических произведений — таких, как "Жизнь Акбара" ("Акбар-наме") или "История Тимури-дов" ("Таварих-е-Хандан-е-Теймуриа"), - эпизоды представляются во всей своей полноте. Прорисовка фона не отличается особой тщательностью, но сами портреты зачастую представляют собой истинное искусство. Впоследствии этот жанр совершенствовался придворными могольскими художниками. 

Среди художников выделяются — каждый своими сильными сторонами — Басаван, Кешо, Мискин, Лал, Дхарам Дас и Мукунд. Басаван, к примеру, обладал исключительным чувством композиции. Люди у него словно живые, а пейзаж поражает утонченностью. Некоторые сцены он изображает с большим мастерством. Особо нужно отметить его миниатюру, посвященную усмирению Акбаром слона Хавая. Миниатюра имеет традиционный формат двойной страницы, но кажется, что сцена обрамлена единой рамкой. Два огромных слона перебираются на другой берег по понтонному мосту; понтоны могут в любую минуту перевернуться. Река Джамна бурлит подобно толпе, вытекающей из Красного форта. Художник отобразил здесь поспешные действия погонщиков слонов, напряжение на лицах зрителей и тревогу визиря, который молится за жизнь императора. Басаван вместе со своим младшим современником, художником Чатурой, изобразил сцену с большой выразительностью и силой, которые проявляются в каждой отдельной детали, включая деревянные столбики и крепко привязанные к ним веревки. 

Могольская школа живописи претерпела изменения в правление Джахангира (1605-1627). При нем школа миниатюры испытала в равной мере персидское влияние и влияние школы Акбара, но основными стимулами к развитию были безупречная способность Джахангира уловить подробности и своего рода натурализм, вытекающий из нее. Джахангир был увлеченным наблюдателем природы, и его пристрастия и познания отразились в придворной живописи. Главным персонажем его живописи является он сам, и его предпочтение реальным, а не мифологическим событиям сказалось на иллюстрациях к рукописям, выполненным в мастерской его отца. Миниатюры живописуют императора, основываясь на его автобиографии "Тазак-е-Джахангири". Известна сцена, изображающая его визит к святому Чидрупу в районе Уджай-на в 1617 году. Охрового цвета фигура святого, сухопарого моложавого человека, гармонирует по колориту с окружающими голыми скалами. Яркость миниатюре сообщает фигура самого Джахангира в императорском облачении. Покой и смирение святого оттенены группой придворных на переднем плане, ожидающих императора. 

Знаменитая миниатюра из собрания Бхарат Кала Бхаван, написанная прославленным придворным портретистом Бишаном Дасом, изображает трогательную сцену па базаре в Агре, где люди различных жизненных судеб стекаются к суфийскому святому Шейху Пхулу. Художник прекрасно передал розоватый цвет раннего майского утра. Школа живописи Джахангира примечательна также изображением животных и птиц- миниатюры со зверями и птицами великолепно выполнены любимым художником императора Мансуром, которому тот пожаловал почетный титул "Надир-уль-Аср", т.е. "Чудо Света". Пейзаж в картинах природы восходит к персидским миниатюрам, но в своем стремлении к натуралистичности он утрачивает многие декоративные качества персидских образцов. Порой фон почти бесцветный, иногда усеян крошечными пятнышками или просто отпечатками влажной кисти. В образах заметна глубокая увлеченность художника и его тяга к познанию, выражающиеся в сочетании подхода исследователя, поэта и художника. 

А вот еще один редкостный образец творческого гения Мансура: он с живостью и свежестью изобразил красный тюльпан. Мягкость живописной манеры Мансура можно видеть в грациозных изгибах лепестков и в завивающихся листьях, Эта напряженная, но восторженная зарисовка живого цветка вводит нас в радостный мир красок и линий. Вскоре начинают появляться женские портреты, зарисовки, сопоставимые с изображениями прекрасных цветов и птиц, подчас в любовных ситуациях, В которых часто узнаваем и Джахаш ир Принцы нередко показаны в роскошной обстановке садов, погруженные в философские беседы с мусульманскими эрудитами. Пейзажный фон изображался значительно реже, чем сцены дворцовых приемов. Именно в дворцовых сценэд стало принято изображать монарха сидящим на высокой террасе, а его вельмож - стоящими в его присутствии, они обычно расположены двумя группами, а пространство посередине остаеюя свободным. 

Отдельные портреты или композиции на дворцовые темы были в большей мере склонны к фантфзиии, нежели основывались на историческом событии, лежащем в основе миниатюры в этом смысле не составляет исключения и сюжет приезда Джахангира в Персию. В этих композициях широко использовались и европейские мотивы, например, херувимы, появляющиеся из грозовых туч и подносящие императору оружие. Сфера — западное новшество, введенное могольским двором, — использовалась художниками для выражения концепции чакравартина, так называемого верховного мирового правителя, этим декларировалось право Джахангира носить титул "Держи-теля Мира" Он изображается стоящим на сфере или держащим ее на ладони. Здесь представлена более сложная композиция, где он сидит на песочных часах, как бы символизируя господство над Временем. Херувимы возносят хвалу императору, двое из них, парящие в небе, закрывают лица от исходящего сияния Их стрелы сломаны, и они бессильны перед императорской мощью. Луна и Солнце составляют часть ореола над его головой. 

Художник Абуль Хасан проявил себя утонченным и изобретательным мастером. Могольская живопись школы Шах-Джахана (1627—1657) является по сути дела продолжением поздней школы Джахангира, с тем исключением, что в ней заметен упадок виртуозности, что, воз можно, определялось индивидуальностью и вкусом нового императора. Но натуралистичность могольской живописи в период Шах-Джахана достигла вершины, равно как и утонченность ли ний и теней ("эк баль пардаз" — буквально "показ каждого волоска") 

Иллюстрированный список "Падшахнаме", официальной биографии императора, в основном содержит типичные дворцовые сцены В изображении сцен, когда действие про исходит за пределами дворца, таких, как охота или баталии, художник проявил высочайшее мае терство и воображение Долгое правление Ауранг-зеба (1657-1707) являет собой стилизацию тради ций Шах-Джахана, хотя некоторые портреты и дворцовые сцены отмечены очень высокой степенью совершенства В могольской живописи начала XVIII в число тем ограничено, преобладают любовные сцены, действие которых разыгрывается на террасах гарема перед водоемами. 

Период оживления в миниатюре возникает в первые десятилетия правления Мухаммад-шаха (1719-1748), когда сцены из повседневной жизни императора воспроизводились в самых разнообразных композициях Утратив изысканность, свойственную живописи XVII в , эти миниатюры выполнены в отмеченном плавными линиями стиле Общий упадок в поздней могольской живописи заметен после нападений Надир-шаха в 1739 г и Ахмад-шаха Абдали в 1757 г Живописный стиль постепенно деградировал, подобно тому как столица Дели теряла свою славу, а художники искали прибежища при дворе "провинциальных" правителей севера Индии, где под их влиянием развивались местные стили.

 

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 2 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Rambler's Top100Союз образовательных сайтов