Главная / Об искусстве / Индийская миниатюра

Индийская миниатюра

Неотъемлемой частью индийской культуры является миниатюра, которая представляет собой живописные листы средних размеров, собираемые в папки. По технике и трактовке изображаемого индийская миниатюра в основном сродни фрескам, росписям на тканях или иллюстрациям в рукописях. Поздние образцы иллюстраций в манускриптах начала XVI в. определили основные направления эволюции миниатюрной живописи ранней раджастанской и могольской школ. Впрочем, еще до этого периода более богатый и декоративный стиль был представлен группой книжных иллюстраций, являющихся по сути дела миниатюрами со сценами во весь лист. Вершиной этого стиля стала любовная серия "Чаурапанчашика" ("Пятьдесят строф о похищении"). Здесь, к примеру, воспроизведены типы костюмов и архитектуры: мужчины носят просвечивающие халаты с длинными, плавно опускающимися полами и островерхие тюрбаны. На женщинах — легкие шарфы и клетчатые юбки. Беломраморная архитектура украшена декором из лепестков лотоса и завершается башенками или низкими куполами; фоном миниатюр часто являются цветущие деревья с белыми лепестками. В небе виднеются светлые, правильно округленные облака. "Чаурапанчашика" иллюстрирует кульминационный момент любовной истории, представленной в тексте. Грациозные и чувственные жесты влюбленных весьма эмоциональны. 

Дальнейший расцвет этого стиля демонстрируют разрозненные листы из "Бхагавата-пураны" (эпизоды из воплощений Вишну) и "Гитаговинды" в Музее Принца Уэльского (Бомбей). Нежность утонченных женщин сменяет угловатость, присущая ранним работам. Фигуры изображены на фоне пышного тропического пейзажа: густые древесные кроны, лианы, обвивающие стволы, волнистые облака в цепом миниатюры эти передают атмосферу весеннего цветения. Миниатюра из собрания Гоенки изображает Кришну и Балараму, которые пасу! коров, играя на флейте. Здесь божество дано на фоне леса, величественные деревья которого повинуются звуку волшебной музыки. Нисходит волнистое небо, стилизованный лотосовый пруд плещет ковро-образными волнами. Эхо музыки отдается в густом лесу и привлекает к божественным флейтистам вереницу оленей, а их коровы разбредаются по рощам. Каждый отдельный лист из этого собрания "Бхагавата-пураны" является образцом творческого поиска.

 

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 3 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Rambler's Top100Союз образовательных сайтов