Абдуррахман Джами
Абдуррахман Джами. Биография
1414 - 1492
Абд-эр-рахман Нур-эд-дин Ибн Ахмед, по прозвищу ДжамиСтрана: Персия
Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан, - 9.11.1492, Герат), персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси. Родился в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Джами отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбандийе", привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 году наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Джами относятся прозаические суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы «Золотая цепь» (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произведения, как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (му`амма) - труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 веке.
Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром которого был ученик и покровитель Джами Алишер Навои, значительно укрепил положение Джами. Период расцвета его литературной деятельности, наступивший после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа", в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476-1478). В 1480-1487 Джами завершает цикл поэм «Семь корон» ("Созвездие Большой Медведицы"). В вошедших в него поэмах «Саламан и Абсаль", «Юсуф и Зулейха» и «Лейли и Меджнун» поэт использует классический жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т.е. божественной, любви. Поэма «Дар благородным» (1481-82) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы «Чётки праведников» (1482-1483) и «Золотая цепь» (ч. 2-3, 1485-1486) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл «Книга мудрости Искандара» (1486-1487) - поэтический ответ на «Искандар-наме» Низами.
Последние годы жизни Джами ознаменованы созданием «Бахаристана» (1487), трёх лирических диванов (1479-1491) и «Трактата о музыке". Задуманный как ответ на «Гулистан» Саади «Бахаристан» состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Джами.
Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество Джами оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих других литератур мусульманского мира.